Детский врач, невролог - Дмитрий Васильевич Сандаков | Лекции и статьи | Точечный массаж 
Детский врач, невролог - Дмитрий Васильевич Сандаков


Точечный массаж в экстренной ситуации

Данный вопрос следует рассматривать через принципы китайской рефлексотерапии, а именно следует хотя бы поверхностно изучить принципы китайского детского точечного массажа.
КДМ — один из видов лечения, используемый в рамках традиционной китайской медицины. В этот раздел входят три отрасли знаний:
Акупунктура
Траволечение
Ручные приемы (массаж)

Лечебный массаж способен воздействовать на энергетические потоки у ребенка так же, как акупунктура воздействует на организм взрослых.
Однако массаж значительно проще в применении и имеет менее выраженное побочное действие.
КДМ — оздоровительный метод для лечения детей в возрасте до 12 лет, хотя чаще всего его применяют детям до 6 лет.
Обычно, чем младше ребенок, те выше эффект проводимых мероприятий. Это связано с тем, что детская энергия легко доступна для воздействия на нее

ПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА

Простые острые состояния: насморк, кашель, ангина, запор, понос, рвота, затрудненное пищеварение, колики, температура, головная боль, прорезывание зубов.

Проилактика и оздоровление

Хронические заболевания и клинические проявления: вздутие живота и боли в животе, астма, энурез, бронхит, судороги, боли в ушах, крапивница, желтуха, корь, свинка, ночной плач, пневмония, краснуха.

Острые ситуации. В этих случаях, состояние пациента должно быть оценено обязательно специалистом. Массаж можно проводить, исключительно в сочетании с иными видами лечения.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ДЛЯ МАССАЖА.

Знание того, когда не следует прибегать к массажу, важнее знание того, когда его можно применять. Во всем должен быть здравый смысл. Если вы видите комплекс тяжелых симптомов, если вы не уверены в диагнозе, если тяжесть состояния пациента не соответствует ожидаемому:
Неясный диагноз
Острые кожные заболевания, на открытых ранах или ожогах, непосредственно на опухолях
Явно выраженные острые инфекционные заболевания (гепатит, туберкулез, дифтерия, брюшной тиф)
Внутреннее кровоизлияние
Прием ребенком сильнодействующих лекарств (в частности, обезболивающих)
Повреждение спинного мозга.

НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ КИТАЙСКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ.

Нам присущи заложенные еще с детства некоторые основополагающие представления о собственном теле. А поскольку большинство из нас имеет дело лишь с западной медициной, нам достаточно трудно бывает воспринять иные взгляды.

Западная медицина сосредоточена на физической стороне человеческого организма. Китайскую же медицину интересуют энергетические потоки и энергетический баланс в теле.

Западная медицина последние 100 лет занималась уточнением медицинских понятий. Все более изощренно изучая и оценивая человеческий организм, западная медицина сосредоточилась на его физических проявлениях.

Китайская медицина, со своей стороны, имеет за плечами более чем трехтысячелетнюю историю. Китайские врачи обычно не занимались расчленением трупов для изучения внутренних органов. Древние целители пытались обьяснить функционирование человеческого организма в понятиях жизненной силы. Они выводили свои теории на основе наблюдаемых ими функций организма, обьясняя здоровье и болезнь посредством сложной системы действия энергии, которая питает, поддерживает органы человеческого тела и управляет ими.

ОСОБЕННОСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА.

Энергетическая система ребенка растет и развивается так же, как все органы и системы организма. При рождении эти системы предстают незрелыми, но достаточно работоспособными на уровне, необходимом для дальнейшего роста и развития. Чем младше ребенок, тем менее зрелая у него энергетическая система, и тем сильнее она отличается от системы взрослого.

Меридианы наглядно показывают это отличие. У взрослого они тянутся от рук или стоп до самого туловища и вдоль него. Меридианы ребенка развиты не полностью и располагаются лишь на пальцах рук.

Рассмотрим присущие незрелой энергетической системе ребенка виды пустоты и полноты энергии.
Быстрое развитие организма ребенка требует большого количества энергии, поэтому, ответственные за ее производство органы — селезенка, легкие и почки — часто оказываются в состоянии пустоты. Когда ребенок находится в утробе матери, его потребность в энергии обеспечивают материнские органы.
После рождения эту нагрузку берут на себя еще энергетически незрелые органы самого ребенка. Пустота этих органов может вызвать следующие состояния:
----— селезенка — расстройства пищеварения, сбой в работе ЖКТ, боли в животе, вздутия живота, рвота, понос, сниженная усвояемость ЖКТ. Вялость пищеварения наиболее часто встречается до 4-6 лет
-----— легкие — насморк, чихание, кашель. В дальнейшем может сформироваться бронхит, удушье и пневмония.
-----— почки — мышечная атрофия, вялость и задержка роста

Физическое и энергетическое развитие ребенка требует больших затрат энергии. Вызванная необходимостью роста естественная полнота энергии может оказаться чрезмерной и привести к нежелательным состояниям:
------— почки — чрезмерно эмоциональное поведение, смена настроения, крик, плач
------— сердце — рассеянность внимания, эгоизм. Способствует любому патологическому процессу.

БЫСТРОЕ ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ И ВЫСОКАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА К ЛЕЧЕНИЮ.

Обычно детей отличает крайняя живость; в случае неуравновешенности их реакции оказываются весьма переменчивыми и внезапными. Преобладание деятельной энергии у детей приводит к быстрому течению недуга и к стремительному изменению симптомов, бурному росту, развитию и быстрому выздоровлению детей. Благодаря бурной физиологической деятельности организма дети быстро приводят в порядок свои большие внутренние энергетические ресурсы. При надлежащем уходе в случае болезни активная энергетика ребенка способствует скорому выздоровлению и особенно восприимчива к лечению посредством массажа.

ОСНОВНЫЕ (не сложные) МАССАЖНЫЕ ПРИЕМЫ.

Многое можно сделать при умелом применении нескольких исходных приемов. Важнее хорошо владеть несколькими начальными приемами, нежели осваивать множество разнообразных приемов.
Заслуживает внимания качество прикасания, глубина надавливания и плавность приема. Следует стараться ограничивать давление уровнем кожи. Не пытайтесь давить глубже, в мышцы. При легком надавливании вы сможете проводить прием ловко и быстро.

Для верного выполнения приема следует придерживаться четырех требоаний:
Продолжительность
Сила
Мягкость
Ритм

Прием должен выполняться достаточное время для получения нужного эффекта.

Приемы необходимо выполнять с достаточной силой, чтобы влиять на энергетическое состояние ребенка. Сила не означает давление или физическое воздействие. Сила приема — это энергия, сопровождающая соответствующее движение рук.

Прием не должен вызывать у ребенка боль больше. Чем он уже испытывает. Каждый прием следует выполнять наиболее эффективно, учитывая при этом степень чувствительности ребенка.

Воздействие на точку должно быть равномерным, однообразным, непрерывным. Из 4 требований труднее всего соблюдать ритм. Ритм приносит с собой ощущение уюта и покоя, так что его отсутствие очень заметно.

Приемы возбуждающего действия:
Надавливание
Круговое надавливание
Круговое разминание
Позвоночное разминание
Растирание ладоней

Приемы очищающего (смягчающего) действия:
Разминание
Разминание с движением в стороны
Захватывание
Надавливание ногтем

На действие приема также может оказать влияние характер движения. Качество возбуждающих приемов определяют легкость прикосновений, неспешность и большая продолжительность.
Качество очищающих приемов определяют сильные касания, быстрота и малая продолжительность.
Например, при выполнении кругового разминания с легким касанием, медленно и длительное время — его действие будет возбуждающим. А при выполнении того же приема с сильным нажатием, быстро и за короткое время получаем очищающее действие.
Круговое разминание весьма полезно для живота. При состоянии пустоты живота в качестве возбуждающего приема рекомендуется выполнять возбуждающее круговое разминание. А в случае состояния полноты живота, то же круговое разминание выполняем как очищающий прием.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ ПРИЕМОВ.

Надавливание:
Посредством большого, среднего пальцев или ладони давить на точку, постепенно увеличивая давление. Глубина и сила будет зависеть от состояния ребенка.(прием разогревает меридиан, успокаивает ум, облегчает боль)

Круговое надавливание:
Начинаем с надавливания, а затем добавляем вращение. Прием выполняется одним, двумя, тремя пальцами, краем ладони, нижним выступом ладони. Само движение должно быть плавным, мягким и ритмичным. Кожа при этом должна двигаться. (прием стимулирует энергию, разгоняет кровь, очищает меридианы, открывает заторы в органах)

Надавливание ногтем. (снимает страх, успокаивает ум, снимает спазмы)

Разминание:
Однонаправленное движение вдоль нужной точки. (расслабляет сухожилия, разгоняет кровь, облегчает боль)

Разминание движением в стороны:
Движение однонаправленное, быстрое с легким надавливанием. Как правило производится подушечками больших пальцев обеих рук. (разгоняет кровь)

Круговое разминание:
Как круговое надавливание, только точка соприкосновения перемещается вдоль поверхности кожи. (гармонизирует кровь)

Позвоночное разминание:
Движение кожной складки по позвоночному столбу. Данный прием делается лишь в одном направлении — снизу вверх. Движение быстрое, легкое, занимает всего 2 секунды. (поддерживает бесперебойную деятельность меридианов, ликвидирует пустоту).

Захватывание:
Большим и указательным пальцами делаем легкие щипковые движения до покраснения кожи. (вызывает потение, успокаивает ум)

Растирание ладоней:
Быстро потереть ладони друг о друга, затем на 15-20 секунд накрываем ладонью нужную точку. (ликвидирует пустоту, разогревает меридианы)